Развитие ребенка в 9 месяцев: что должен уметь малыш?

Важнейшие навыки

Достигший возраста 9 месяцев ребенок уже умеет хорошо сидеть и не нуждается в опоре. Специалисты отмечают, что он должен обладать такими ключевыми навыками:

  • ползать, причем довольно быстро;
  • использовать жесты в качестве средства общения;
  • повторять мимику и движения за другими малышами;
  • воспринимать собственное имя, отзываться на него;
  • знать просьбу «дай» и уметь ее выполнять;
  • при помощи мамы совершать прыжки и приседания;
  • листать картонные страницы книг.

Для младенца в этом возрасте считается нормой умение показать на картинке различных животных, которых называют родители, разрывать листы бумаги на несколько частей, пальцами разминать глину. Дети должны знать, где у них находятся основные части тела (руки, ноги, голова), а среди речевых навыков особое значение имеет способность к выговариванию слогов (ди, да, ма, па).

Основные навыки месяца

Интенсивность набора массы тела и увеличения роста в этом возрасте снижается. За девятый месяц грудничок становится длиннее на 1-2 см и тяжелее на 450-500 г.

Ребенок прибавляет около 4-6 кг к своему весу при рождении. Педиатры оценивают физическое развитие детей по утвержденным нормативным показателям ВОЗ. Мальчики и девочки имеют некоторые отличия в физическом состоянии.

Читать далее:  Силимарин гексал инструкция по применению отзывы и цена

Значения роста для детей разных полов приведены ниже в таблице.

Показатель Рост в сантиметрах
девочки мальчики
Низкий 65,3 67,7
Ниже среднего 67,7 69,7
Средний 70,1 72,0
Выше среднего 72,6 74,2
Высокий 75,0 76,5
Очень высокий 77,4 78,7

Нормы веса, окружностей головы и грудной клетки, утвержденные ВОЗ, приведены ниже в таблице.

Параметр тела Девочки Мальчики
нижняя граница верхняя граница нижняя граница верхняя граница
Вес в килограммах 6,5 10,5 7,1 11,0
Окружность грудной клетки в сантиметрах 41,0 46,0 43,0 47,0
Окружность головы в см 41,2 46,5 42,5 47,5

Если малыш недобрал 1 кг или имеет большую массу тела, то это не означает, что он развивается неправильно. Если грудничок активный, веселый, у него нормальный аппетит, то это говорит о его хорошем здоровье.

Становление каждого ребенка проходит индивидуально.

Периодически рекомендуется показывать ребенка педиатру. После осмотра врач скажет, нормально ли растет и развивается младенец, нужно ли вносить какие-либо коррективы в его питание,

отдых и бодрствование

.

Чтобы малыш в 9 месяцев продолжал развиваться, нужно проводить обучающие занятия. Акцент следует делать на совершенствование моторики и ловкости рук, речи, логического мышления, фантазии, укрепление мускулатуры.

У ребенка должны быть такие игрушки:

  • мягкие кубики;
  • машинки;
  • музыкальные детские инструменты (барабан, пианино);
  • куклы;
  • красочные книжки;
  • конструктор с массивными элементами;
  • неваляшка;
  • сортеры;
  • пирамидка.

Важно обращать внимание на свойства игровых предметов: они должны быть простыми в использовании и уходе.

Мелкая моторика

Важно тренировать мелкую моторику девятимесячного ребенка. Учеными доказана связь между развитием ловкости рук и становлением речи. Рекомендуется познакомить малыша с туалетной бумагой: показать, как она разматывается.

Грудничок с удовольствием будет рвать и раскидывать части рулона. Также можно прилепить к ладони кусочек скотча. Ребенок начнет изучать лоскуток, пытаться его оторвать.

https://www.youtube.com/watch?v=QDNdcHybGZQ

Еще одним вариантом развития мелкой моторики является поиск игрушек в миске с крупой. Для улучшения тактильного восприятия стоит давать малышу трогать предметы различной фактуры: шершавые, гладкие, твердые, мягкие.

Полезно для мелкой моторики и рисование. Малыши в 9 месяцев еще не умеют держать в руке карандаши и кисточки, пользоваться акварелью. Можно познакомить ребенка с пальчиковыми красками. Рисование способствует развитию воображения, творческих навыков.

Если ребенок в 9 месяцев не умеет ползать, то нужно приложить все усилия для формирования такой способности. Для этого следует создавать опору для двух ног поочередно.

Фото 9

Детский домик с тоннелем

Если грудничок хорошо ползает, то стоит купить ему домик с тоннелем. Малыш будет активно передвигаться в нем, закрепляя освоенный навык. Нередко причиной того, что ребенок не начинает ходить или ползать является слабость мышц.

Для укрепления мускулатуры рекомендуется выполнять массаж и различные физические упражнения (особенно на фитболе). Желательно, чтобы мануальное воздействие проводил массажист. Дома можно применять простые техники массажа. Комплекс физических упражнений легко найти в интернете или разработать со специалистом.

Пример гимнастики для грудничка:

  • поставить ребенка перед коляской таким образом, чтобы ему было удобно держаться за нее руками;
  • начать аккуратно и медленно двигать детское транспортное средство вперед. Малыш будет тянуться за коляской, делать первые шаги;
  • посадить ребенка на гимнастический мяч спиной к себе. Придерживая его за бедра, начать наклонять фитбол в разные стороны. Это упражнение хорошо развивает координацию;
  • между мебелью натянуть длинный шнурок на уровне колен крохи. Держа малыша за руки, заставить его переступить через преграду.

Девятимесячные дети очень любят помогать маме или папе по дому. Нельзя игнорировать такое стремление. Мальчикам можно давать игрушки строительной тематики, а девочкам – пластиковую посуду, вовлекая в процесс применения таких предметов. Благотворно влияют на физическое развитие занятие плаванием.

Оно способствует не только укреплению мышц, но и совершенствованию умственных способностей. Если родители практиковали методику раннего обучения плаванию, то малыш в 9 месяцев должен уже хорошо держаться на воде. Важно, чтобы занятия были грамотно организованными и регулярными.

Речевые навыки

Для правильного становления речи необходимо много общаться с малышом. Ребенок еще лишь выговаривает слоги, но его пассивный лексикон активно формируется. В разговоре взрослым рекомендуется употреблять простые слова.

Важно, чтобы все члены семьи общались на одном языке. Билингвальность часто становится причиной задержек в развитии речи крохи. Стоит вовлекать ребенка в разговор, задавать ему простые вопросы.

Малыш еще не может ответить, но он будет пытаться издавать различные звуки. Родителям рекомендуется повторять за ребенком произнесенные слоги. Также стимулирует развитие речи чтение вслух детских книг, стихов, пение. Некоторые родители практикуют включение малышу мультфильмов по компьютеру либо телевизору.

Но это ошибочный подход к обучению. Ребенку важно живое общение. Полезно проводить занятия с карточками Домана. На них изображены различные объекты, а внизу указано их наименование. Рекомендуется использовать карточки разной тематики.

Обучение малыша должно проходить в игровой форме. Не рекомендуется заниматься с ребенком, если он болен или в плохом настроении. Развивать грудничка нужно всесторонне и поэтапно.

В 9 месяцев недоношенные дети развиваются почти одинаково с их ровесниками, рожденными в срок. Их мышечная система полноценно сформирована для самостоятельного сидения. Кроха становится на ноги и садится обратно на диван. Родители должны в этом помогать ребенку.

Он способен махать в знак прощания, подавать руку для приветствия, отзываться на просьбы родителей. Ребенок в состоянии повторять за взрослыми некоторые слова или подражать их голосу. Но дети, родившиеся задолго до назначенного срока, могут сильно отличаться от сверстников.

Для исключения возможных патологий необходимо обратить внимание на следующее:

  • ребенок не сидит и даже не стремится к этому;
  • его не привлекают игрушки, окружающие вещи, яркие книги;
  • кроха безразличен, двигается без особого желания.

Физическое и духовное развитие детей этой возрастной категории происходит более интенсивно, чем в предыдущие месяцы жизни. Ребенок быстро взрослеет, меняясь буквально на глазах.

Выделяют основные стандарты развития девятимесячных малышей в психическом и физическом плане, разбивая их по неделям:

  • На первой неделе девятого месяца ребенку важно окружение, в котором он воспитывается: как взрослые относятся друг к другу, обустраивают быт, и какое место ребенок занимает в семье. Для него важно одобрение родителей. Он начинает подражать членам семьи, пытаясь вести себя «как взрослый». Мальчики и девочки откликаются на свое имя, знают в лицо других близких людей. Они четко понимают, кто с кем общается, и могут улавливать суть разговора. На этой неделе у малыша появляются новые социальные привычки: набирать еду из тарелки ложкой, делать первые глотки из кружки.
  • Вторая неделя 9-го месяца жизни характеризуется повышенным интересом ребенка к окружающим вещам. Он узнает предметы по цвету, форме и размеру. Умело играет с матрешкой, пряча маленькую фигуру в большую. Его увлекают вещи, находящиеся у взрослых. Если у ребенка забрать игрушку, он держит ее и не хочет отдавать.
  • Дети к третьей недели этого возраста овладевают новыми двигательными навыками: уверенно стоят с поддержкой, встают на ноги, находясь в любой позиции. Делают первые шаги, держась за материнские руки. Ребенок с гордостью показывает свои успехи, для него важно одобрение и восхищение взрослых.
  • К началу четвертой недели 9-го месяца мальчики и девочки понимают реакцию родителей на их поведение. Расстраиваются, если их ругают, и радуются похвале. Ребенок еще не до конца понимает смысл сказанного, однако замечает, какие эмоции испытывает взрослый. Одобрение или порицание со стороны близких членов семьи регулирует поведение малыша. Но ими нужно уметь пользоваться, чтобы не нарушить психику крохи.

Чтобы правильно развивать ребенка в 9 месяцев, необходимо отталкиваться от того, что он уже умеет.

Багаж навыков у малыша в этом возрасте достаточно внушительный.

  • Ребенок много и достаточно быстро передвигается во всех направлениях на четвереньках.
  • С легкостью поднимается по опоре и передвигается вдоль нее приставными шажками.
  • Может менять положение тела (перевернуться, сесть, лечь), научился садиться из положения стоя (не плюхаться на попу, как было раньше).
  • У некоторых малышей уже получается отпускать опору и стоять самостоятельно.
  • Прекрасно манипулирует предметами согласно их предназначению (крутит, открывает, нажимает, дергает, катает, стучит).
  • Пританцовывает под веселую музыку, топая ножками и прихлопывая в ладошки.
  • Выполняет многие просьбы родителей, в том числе – повторить ранее выученное действие.
  • Знает части своего лица, может показать их на лице взрослого.
  • Понимает, что предмет существует, даже если его не видно. Помнит, где лежит какая-то вещь, ищет там (телефон мамы – в сумочке, молоток папы — в ящике с инструментами).
  • Лепет ребенка яркий и активный. Он научился удваивать слоги. У многих деток сейчас появляются первые простые слова (дай, на, там, мама, папа, баба).
  • Малыш научился хитрить, пытается манипулировать мамой.

Специфика возраста

Возраст 9 месяцев – оптимальное время для введения нового режима питания, а также более активного общения крохи с его ровесниками. С этого месяца следует готовить ребенка к тому, что скоро ему предстоит посещение ясельной группы и разлука с мамой на длительное время. Для полноценного отдыха крохе требуется около 14 часов сна, поэтому 10 часов в сутки он бодрствует, заставляя родителей придумывать игры и развлечения.

В 9-10 месяцев ребенок начинает постепенно отдаляться от матери, живо интересоваться другими людьми, и это совершенно нормально. Сейчас самое время начать его знакомство с социумом, давая возможность общаться с другими детьми или хотя бы наблюдать за ними. Если не уделять должного внимания этому процессу, есть риск, что в будущем ребенок станет нелюдимым и необщительным.

Данный этап очень важен и с точки зрения физического развития малыша. Именно в 9-месячном возрасте может наблюдаться проблема лишнего веса, которая в дальнейшем приведет к серьезным проблемам со здоровьем. Чаще всего килограммы набирают дети, находящиеся на искусственном вскармливании, а не груднички. Поэтому мамам следует очень тщательно контролировать детский рацион.

Ребенок приступает к знакомству с миром, сейчас ему все интересно, поэтому родителям необходимо отказаться от соблазна посадить его в безопасное место – манеж. Лучше дать малышу возможность поползать по комнате и пополнить багаж знаний.

Малыши стремятся попробовать все на вкус, вот почему игрушки должны быть безупречно чистыми, их следует мыть не реже пары раз в неделю, а после этого окатывать кипятком.

Достигнув 9-ти месяцев, ребенок знает некоторые слоги, соединяет их между собой. Часто родители думают, что малыш ведет диалог на языке, понятном только ему. Развитие ребенка выходит на новый уровень. Он может произносить некоторые слоги, повторяя за взрослыми.

Это не полноценные слова, а только отдельные звуки. Со временем малыш учится слоги соединять в слова. Для развития речи, необходимо читать с детьми сказки и стихи, петь песни, больше разговаривать с ними. В девятимесячном возрасте кроха интересуется строчками из песен, которые легко напеваются.

Он способен повторять движения за родителями. Ребенок в этом возрасте по просьбе мамы или папы должен указывать пальчиком на предметы. Важно как можно чаще комментировать окружающую обстановку, чтоб у малыша формировался широкий словарный запас.

В 9 месяцев ребенок должен уметь реагировать на звуки, различать голоса родственников, узнавать любимые игрушки. Дети в этом возрасте активно изучают окружающий мир.

Однако уже сейчас могут наблюдаться некоторые проблемы:

  • Повышенная температура тела, что может быть причиной прорезывания зубов, вирусной инфекции, перегрева.
  • Понос из-за приема антибиотиков ребенком или матерью (если малыш все еще на грудном вскармливании), простудного заболевания.
  • Ребенок не ползает: нарушения опорно-двигательной системы, его индивидуальная особенность, психические отклонения, болезнь.
  • Плохой аппетит. Основные причины: отсутствие налаженного распорядка дня, неправильно подобранное питание, текущая болезнь, тревожное состояние ребенка.
  • Частые срыгивания, которые в небольших количествах являются нормой для девятимесячных детей. Если они носят постоянный характер, у ребенка плохое самочувствие, следует незамедлительно показать кроху педиатру и детскому неврологу.
  • Не сидит, причиной чему может быть гипертонус мышц или неврологические заболевания.

Развитие ребенка в 9 месяцев: что должен уметь малыш?

Выявив у ребенка одну или несколько из перечисленных проблем, лучше не откладывать поход к доктору. Своевременное лечение поможет избежать возможных проблем в будущем.

Руководствуясь все тем же предстоящим кризисом, важно развивать в ребенке ощущение себя в мире: учить отношениям в семье и в социуме вообще, совместным действиям со взрослыми, поведению в разных ситуациях, самообслуживанию. На самом деле все это обычно происходит в повседневной жизни, поэтому каких-то особых занятий с ребенком проводить для этого не нужно. Главное – подавать достойный пример. Ведь маленькая «обезьянка» будет снимать с родителей кальку в поведении, поступках, речи, быту.

Развивающие игры для детей в 9 месяцев должны подбираться таким образом, чтобы стимулировать основные сферы развития:

  • совершенствовать координацию;
  • улучшать имеющиеся двигательные навыки и осваивать новые;
  • помогать изучению свойств предметов;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • пополнять пассивный лексический запас малыша;
  • давать возможность познавать окружающий мир.

Чтобы развитие крохи было эффективным и безопасным, родителям необходимо следовать простым правилам.

  • Обезопасьте пространство, убрав все, что может поранить малыша или быть проглочено. Закрепите, спрячьте все, что может стать причиной травмы.
  • Не ограничивайте свободу ребенка манежем или кроваткой. Пусть двигается как можно больше.
  • Запрещайте что-то лишь в крайнем случае. Постоянное «нельзя» быстро и надолго отбивает познавательный интерес.
  • Следите за чистотой всего, что ребенок может потянуть в рот, не оставляйте его без присмотра там, где есть риск достать опасные предметы.

Умения и навыки малыша

К девятимесячному возрасту дети уже многое умеют, продолжают совершенствовать свои навыки. Костно-мышечная система укрепляется, поэтому малыш становится физически более сильным. Улучшается зрение, слух, моторика. Родителям надо знать, что должен уметь делать ребенок в 9 месяцев.

Груднички в этом возрасте способны совершать такие действия:

  • реагировать на запреты;
  • уверенно держать головку, поворачивать ее в разные стороны;
  • вставать, опираясь на стул или диван;
  • активно ползать по квартире. Необязательно малыш должен перемещаться на коленях. Некоторые дети ползают, используя лишь руки, не отрывая тело от пола;
  • уверенно сидеть без поддержки;
  • реагировать на обращение к нему;
  • понимать смысл предложений и фраз;
  • держать в двух руках игрушки, стучать ими друг о друга;
  • хлопать в ладоши;
  • собирать пирамидку. Кольца дети в этом возрасте еще располагают в неправильном порядке;
  • бросать вещи на пол;
  • рвать и мять салфетки;
  • разглядывать небольшие предметы;
  • брать маленькие вещи большим и указательным пальцами;
  • переворачивать страницы картонной книжки.

Некоторые малыши в 9 месяцев уже начинают ходить с поддержкой родителей или опираясь на диван, стул. В этом возрасте развиваются интеллектуальные способности. По данным исследований, мозг ребенка увеличивается более чем в два раза. Повышается чувствительность эпидермальных покровов.

Улучшается память. Движения ребенка становятся более осмысленными. Малыши любят играть в «Козу-дерезу», «Ладушки», «Ку-ку», ломать башни построенные из кубиков. Детям нравится искать спрятанные за спиной либо под одеялом игрушки.

Лучшие игры

Исходя из уровня развития ребенка 9 месяцев следует подобрать для него наиболее подходящие игры – прежде всего, активные. Малыши очень любят повторять за взрослыми, поэтому с удовольствием сыграют со своими мамами в «Ладушки» или «Сороку-ворону».

Развитие ребенка в 9 месяцев: что должен уметь малыш?

Для развития внимательности можно сыграть в прятки. Делается это так:

  1. Родитель берет в руки знакомую малышу игрушку, говорит: «Это мишка!».
  2. После привлечения внимания прячет игрушку за спиной.
  3. Далее спрашивает ребенка – «Где мишка?».
  4. Малыш должен пальчиком показать, куда именно взрослый пометил игрушку.

Такие прятки повеселят ребенка, если мама и папа будут эмоционально изображать, как они удивлены тому, что мишка действительно за спиной. А скучный монотонный голос малыша не заинтересует.

Кроха в 9 месяцев играть самостоятельно пока не может, ему необходима помощь мамы, однако если подобрать подходящие возрасту развлечения, то можно сделать игровой процесс гораздо более увлекательным и веселым.

С чем же любят играть такие крохи?

  • С крупными кубиками.
  • С мячами.
  • С неваляшками, которые приводятся в движение совсем просто.
  • С машинками – их можно толкнуть, а дальше они сами покатятся.
  • Куклы – для девочек. Можно показать, как укладывать куклу спать в специально оборудованную для этого коробку («кровать»), покормить с ложечки. Постепенно малыш научится совершать простейшие действия и подражать своей маме.

Родителям необходимо подобрать яркие развлечения без мелких деталей. Соорудить игрушки можно даже своими руками, например, оклеив цветной бумагой несколько коробок разного размера и предложить крохе попробовать сложить их. Мама может показать ребенку и заводную игрушку, которая ловко скачет по полу и издает какие-либо звуки, но подобные развлечения должны проходить только под присмотром взрослых, ведь малыш сам пока не в состоянии разобраться с механизмом.

В 9 месяцев дети знают, где находятся некоторые части тела (рот, нос, уши, руки, ноги) и показывает на них. Им любопытно наблюдать за старшими малышами.

Чтобы весело провести время, с ребенком можно поиграть в такие игры:

  • прятки: скрыться за креслом и посмотреть на реакцию крохи (он улыбнется, увидев выглядывающие части тела);
  • веселые танцы: включить мелодию маленьких утят и показать простые движения, попросив малыша повторить их;
  • лошадка: посадить непоседу на родительские ноги и покачивать ними, подражая звукам лошади;
  • щекотка: чтобы развеселить ребенка, достаточно его пощекотать под ручками.

Часто детям надоедают игрушки. В качестве альтернативы можно предложить им предметы домашнего обихода: не заточенные карандаши, кулинарную кисть, пластиковый половник. Пусть малыш постучит посудой по столу. Ему так же понравится обведенная на бумаге ладошка.

В качестве подарка кроха будет рад мягким книжкам небольшого размера, матрешке (развивает умственные способности и сенсорную моторику), музыкальным игрушкам, кубикам из мягкого материала, резиновым утятам для купания.

Нервно-психическое развитие

У девятимесячных грудничков интенсивно проходит нервно-психическое развитие. Практически каждый день родители замечают определенные успехи и достижения у ребенка.

Малыш становится более интересным в общении, эмоциональным. В этом возрасте дети начинают осмысленно произносить слоги. К десятому месяцу жизни груднички не только выговаривают определенные звуки, но и начинают обозначать ими конкретных людей, предметы, действия.

Малыши произносят слоги «ма-ма», «ба-ба», «па-па», «дай», «да-да». В это время важно стимулировать становление речи. Дети в 9 месяцев способны выполнять несложные действия по просьбе родителей: например, «дай игрушку», «возьми в ручку», «открой ротик». Малыши могут показывать пальцами на предмет, названный взрослым.

Девятимесячные груднички сильно чувствуют и перенимают настроение окружающих. В этом возрасте обычно появляется любимая игрушка. С ней малыш засыпает, успокаивается. Несмотря на наличие большого количества игрушек, дети предпочитают заниматься с бытовыми предметами: бумагой, пластмассовыми стаканчиками, ложками. Это способствует развитию познавательных способностей.

Запрещать малышу играться с бытовыми вещами не стоит. Важно обеспечить высокий уровень безопасности: не давать в руки предметы, которыми грудничок может травмироваться, все вещи должны быть чистыми.

На нервно-психическое развитие влияют такие факторы:

  • атмосфера в семье;
  • время и режим сна и отдыха;
  • достаточность внимания родителей.

Девочки в эмоциональном плане развиваются быстрее мальчиков. Они больше привязаны к родителям, ласковы. Мальчики более самостоятельны и любознательны.

Игры с мячиком

Для развития координации можно смело использовать развлечения с ярким красочным мячиком – они не только полезны ребенку, но и интересны ему.

  • Малыш и мама садятся на пол друг напротив друга. Мама толкает мяч ребенку, его задача – поймать ладошками, а после – оттолкнуть от себя к матери.
  • Взрослый показывает пример – берет мяч обеими руками и бросает его. Ребенок повторяет действие.

Помимо этого, можно играть в кубики, не требуя от крохи каких-то невероятных действий. Мама может сама построить башенку из разноцветных кубиков, беседуя в это время с ребенком, рассказывая, что она делает. Малыш, как правило, начинает проявлять живой интерес, помогать, подавать кубики.

Какие признаки говорят об отставании в развитии?

Родителям важно следить за тем, чтобы становление ребенка проходило правильно. Для этого рекомендуется сравнивать показатели Национального календаря развития с фактическими данными.

К отставанию в развитии может приводить:

  • дефицит внимания и заботы родителей;
  • отсутствие развивающих занятий;
  • стрессовые ситуации;
  • недостаток или избыток питания;
  • неправильно составленный распорядок дня;
  • врожденные либо приобретенные тяжелые болезни.

Родителей должно насторожить, если ребенок:

  • не произносит звуков;
  • не отзывается на свое имя;
  • не реагирует на просьбы взрослых;
  • не умеет сидеть;
  • много спит, апатичен либо слишком возбужден;
  • неохотно двигается;
  • не интересуется игрушками, бытовыми предметами.

При наличии признаков отставания в развитии следует сразу обратиться к педиатру или детскому неврологу.

В девятимесячном возрасте нарушения обычно легко корректируются родителями при участии специалистов. Поэтому не стоит запускать состояние малыша, откладывать лечение.

Игры на прогулке

Фото 1

Развитие малыша, совершенствование его базовых навыков должно в ненавязчивой форме присутствовать даже во время прогулки. К тому же, занятия на свежем воздухе вдвойне полезны.

Можно помочь крохе выполнить такие упражнения:

  • залезть на невысокий пенек и, держа маму за обе руки, осторожно с него спрыгнуть;
  • сидя в коляске, находить то, что просит мама (например, «покажи, где собака») и указывать на искомое пальчиком.

Эти несложные, но увлекательные задания помогут малышу более активно познавать мир и развиваться физически.

Как развивается ребенок к 9 месяцам, если он родился раньше срока

Ребенку в этом возрасте важно развиваться всесторонне. Для этого можно подобрать немало интересных занятий на развитие той или иной сферы.

Переверните любимую игрушку карапуза вверх ногами. Спросите у малыша, что не так, а затем предложите исправить ситуацию.

Спрячьте игрушку, оставив выглядывать какую-то ее часть. Пусть малыш найдет предмет и определит, что это.

Кроме того, развитию логического мышления способствуют собирание пирамидок, постройка башни из кубиков (учите его строить и разрушать), игры с сортером, матрешками, вкладышами.

Здесь помогут яркие мячики. Ребенок может их перекатывать, толкать, бросать, пинать. На прогулке полезно учить малыша переступать через преграды (камешки, бугорки, палочки), забираться на ступеньки, пеньки, бордюры, слезать с них.

Знакомиться с ним можно как при помощи карточек или картинок в книжках, так и во время прогулок, изучая все, что кроха видит. Для этого полезны также игрушечные наборы животных, фруктов, овощей. Взрослые, используя их, могут разыгрывать перед ребенком небольшие сценки, демонстрирующие, что для чего нужно, кто что умеет делать. Сейчас полезно рассказывать малышу, что из каких частей состоит.

Известная всем игра в «ку-ку» в этом возрасте может заметно усложниться. Мама прячется не под полотенцем, а каждый раз в новом месте, за новыми предметами. Малыш должен отыскать ее, исследуя пространство.

Мелкая моторика

Особенности режима питания и меню 9-месячного ребенка

В первый год жизни дети активно развиваются, тратят большое количество энергии. Для восполнения сил им нужно правильное питание. Детей девяти месяцев еще кормят грудью. В материнском молоке содержатся полезные витамины и минералы.

Но данных веществ для ребенка этого возраста недостаточно. Основным источником энергии и необходимых элементов являются продукты общего потребления. Родителям важно понимать, что пищеварительная система малыша еще не функционирует должным образом.

Поэтому усвоить грубую пищу организм не способен. Важно грамотно подходить к разработке меню, приготовлению блюд.

Рацион детей 9 месяцев обычно включает такие продукты:

  • фруктовые и овощные пюре (из свеклы, яблок, зеленого горошка, капусты, моркови, брюквы, тыквы, слив);
  • натуральные соки;
  • листья салата, зеленый лук, укроп, петрушка;
  • каши (гречневая, рисовая, овсяная, перловая, ячневая);
  • сливочное и растительное масло (в небольшом количестве улучшают пищеварение и укрепляют иммунитет);
  • кисломолочные продукты (кефир, творог);
  • мясные блюда из курицы, индейки, телятины;
  • рыба (морские сорта полезны для умственного развития за счет содержания йода);
  • яйца.
Фото 13

Фруктовое пюре

Готовить еду ребенку 9 месяцев стоит на пару, путем тушения, варки. Магазинные полуфабрикаты и сладкие напитки давать малышу строго запрещено. Груднички в этом возрасте питаются пять раз в сутки. Интервал между приемами пищи составляет 4 часа.

Кормление по графику обеспечивает максимальное усвоение полезных веществ, исключает переедание или недоедание, предупреждает проблемы с пищеварительной системой. Примерный режим питания для детей 9 месяцев приведен ниже в таблице.

Время Особенности приема пищи
6:00 Употребление материнского молока либо адаптированной смеси после пробуждения
10:00 Полноценный завтрак. Включает в себя плотные и сытные блюда в виде каш. Особенно полезен завтрак, приготовленный из гречневой крупы
14:00 Обед. Отличается разнообразием. В это время рекомендовано давать овощные и мясные блюда (рагу, фрикадельки)
18:00 Легкий ужин. Тяжелая пища может спровоцировать боли в животе, нарушение сна. Разрешается давать малышу небольшое количество творога, кефир, фруктовое пюре
22:00 Поздний ужин. Представлен грудным молоком либо адаптированной смесью

Также специалисты дают следующие рекомендации:

  • для развития жевательных рефлексов стоит меньше давать пюреобразных блюд. Продукты лучше отваривать, а потом разминать вилкой;
  • важно давать ребенку только свежие блюда;
  • при введении в рацион нового продукта нужно проводить тест на аллергию;
  • если малыш отказывается есть какое-то блюдо, то заставлять его не стоит. Можно предложить этот продукт через 1-2 недели;
  • не стоит злоупотреблять сахаром;
  • полезно приобщать ребенка к семейной трапезе. Это поспособствует хорошему аппетиту.

Меню ребенка в 9 месяцев во многом близко питанию остальных членов семьи. Но вводить для прикорма вредные продукты не стоит.

В этом возрасте рацион довольно разнообразен:

  • нежирное мясо (говядина, кролик, индейка);
  • рыба (хек, минтай, треска);
  • кефир, йогурт, творог;
  • овощи (цветная капуста, брокколи, кабачок, картофель, морковь, лук);
  • фрукты (банан, яблоко, тыква);
  • молочные либо безмолочные каши;
  • детское печенье;
  • легкий суп;
  • куриные или перепелиные яйца (желток);
  • растительное масло (чайная ложка);
  • очищенная вода, компот из сухофруктов.

Блюда должны быть исключительно отварными или приготовленными на пару. Жареная пища не приемлема для девятимесячных детей. Число кормлений достигает 5-6 раз в сутки, в том числе перекусы. Последний прием пищи все еще состоит из грудного молока или детской смеси.

До года малыш питается 5 раз в день, причем с каждым месяцем рацион должен становиться более разнообразным и приближенным к взрослой пище.

Основой меню 9-месячного ребенка по-прежнему является грудное молоко или адаптированная молочная смесь. К ним добавляют различные каши, особенно полезны гречневая, кукурузная, овсяная и рисовая. В овощном меню малыша присутствуют цветная капуста, морковь, брокколи, тыква, кабачок, зеленый горошек, а также картофель и салатные листья.

Допускаются только полезные способы приготовления пищи: на пару, отваривание или запекание. Малышу в этом возрасте еду лучше не солить, а чтобы сделать ее менее пресной, можно добавить в блюдо свежую зелень. Например, тщательно измельчить петрушку и смешать ее с пюре.

В 9 месяцев ребенок умеет жевать пищу, но это не значит, что ему можно давать еду кусочками. Достаточно изменить консистенцию пюре, протирая его не через сито, а разминая вилкой или ложкой.

Следует продолжать приучать малыша кушать ложкой, но необходимо запастись терпением, ведь, стараясь подражать взрослым, дети не всегда сразу справляются со сложным навыком управления столовыми приборами.

Примерное меню 9-месячного ребенка выглядит так:

  • 6.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси;
  • 10.00 – 120-130 г молочной каши с фруктовым пюре или сливочным маслом;
  • 14.00 – 150 г пюре из овощей, паровая котлета из мяса или рыбы, яичный желток (через день), компот или фруктовый сок;
  • 18.00 – 120 г грудного молока или смеси, 50 г творога, печенье и фруктовый сок;
  • 22.00 – 200 г грудного молока или молочной смеси.

При составлении меню следует ориентироваться на ребенка, так как аппетит и вкусы у всех детей разные.

Сейчас ребенок учится понимать предназначение вещей и предметов, наблюдая за взрослыми и подражая им. Этим нужно воспользоваться, чтобы научить малыша важным для него вещам. Прежде всего – тем, которые соответствуют возрасту, но малышу пока не удаются (переступать ножками, садиться).

Кроме того, для развития ребенка сейчас полезно учить его:

  • основным цветам;
  • названиям частей тела;
  • сортировке предметов по размерам и цветам;
  • пересыпанию крупы из одной емкости в другую с помощью ложки или совочка;
  • рисованию пальчиковыми красками;
  • умению комкать и рвать бумагу;
  • переливать воду из большей емкости в меньшую, зачерпывая ее ложкой, ковшиком, чашкой;
  • пользоваться ложкой, кружкой, зубной щеткой, мочалкой, салфеткой, полотенцем;
  • умываться;
  • надевать и снимать носочки, обувь, шапочку.

Не стоит думать, что у крохи все это непременно должно получиться легко и быстро. Обучение может занять довольно много времени, но за этот период малыш разовьет координацию движений, моторику, станет более ловким и самостоятельным. А ведь впереди у него – кризис первого года, характеризующийся внутренним конфликтом («я – самостоятельный, но ничего не умею, как взрослый»). Так что эти навыки помогут значительно уменьшить кризисные проявления.

Полоса препятствий

Малышу в 9 месяцев свойственно стремление ползать, поэтому заботливая мама может подготовить для него «полосу препятствий» – эдакий тоннель, каждое путешествие по которому может стать настоящим приключением.

Есть несколько способов приобретения такой забавы.

  • Купить в магазине готовый «тоннель».
  • Сделать его из большой коробки или нескольких соединенных вместе коробок, прорезав в них необходимые отверстия.
  • Создать полосу препятствий из подручных средств: расставить стулья, между ними разложить диванные подушки. Подобная конструкция может занять даже всю комнату. Но как интересно малышу будет ее преодолевать!

Чаще всего дети с удовольствием оправляются в ползанье по туннелю, но иногда родителям приходится показывать им пример.

Правила ухода за ребенком

Чтобы грудничок не болел, хорошо себя чувствовал и нормально развивался, нужно за ним правильно ухаживать. После пробуждения стоит умывать лицо. По мере необходимости родителям надо чистить ребенку уши и нос. После каждого опорожнения кишечника надо использовать влажные салфетки либо подмывать грудничка.

Регулярно нужно

в вечернее время. Водные процедуры снимают нервное напряжение, расслабляют мышцы и улучшают сон.

После каждого купания кожу ребенка необходимо обрабатывать увлажняющим кремом. Если малыш находится в памперсах, стоит следить за тем, чтобы не появлялись опрелости. Полезны воздушные ванны, во время которых оставляют ребенка полностью голым. Такую процедуру можно проводить лишь при условии оптимального микроклимата в помещении.

В девять месяцев у детей уже есть зубы. Важно регулярно проводить гигиену ротовой полости.

Уход за детьми на этом жизненном этапе такой же, как и в прошлые месяцы:

  • гигиенические процедуры (утреннее умывание, чистка носа, ушей и зубов, купание, подстригание ногтей);
  • массаж;
  • легкие физические упражнения.

В 9 месяцев ребенок знает все ванные процедуры и начинает самостоятельно выполнять их. Он подражает действиям членов семьи: вытирает рот, во время купания трет себя мочалкой. К обычным вечерним процедурам можно добавить поливание частей тела струей воды с небольшого расстояния.

Рекомендуется закаливать ребенка во избежание частых простудных заболеваний и делать зарядку. Температура воды на начальном этапе не должна превышать 30º. Каждый день делать ее прохладнее на 1º, остановившись на отметке 20. Как только малыш привыкнет к такому температурному режиму, практиковать контрастный душ, чередуя теплую воду с прохладной.

Занятия для развития ребенка

Вопрос, как развивать ребенка в 9 месяцев, является актуальным для многих родителей. Особенно часто новоиспеченные мамы интересуются тем, как проводить тренировку мелкой моторики.

Популярны пальчиковые игры. Это могут быть «Ладушки», «Сорока-ворона». Хорошо совершенствует мелкую моторику массаж пальцев. Его следует выполнять ежедневно. Рекомендуемые техники мануального воздействия: поглаживание, растирание, разминание.

Эффективные занятия для улучшения точности движений пальцев малыша девятимесячного возраста приведены ниже:

  • «собери орешки». Хорошо развивает координацию, моторику, социальные навыки, зрение, сенсорное восприятие. Для занятия потребуется коробка и грецкие орехи. Надо рассыпать перед ребенком около 10 штук орехов. Предложить малышу помочь собрать их в коробку;
  • «счеты». Показать крохе, как можно весело перегонять костяшки счетов с одной стороны в другую поодиночке, несколько подряд, все сразу;
  • рисование пальчиковыми красками;
  • рвание газеты, листов цветной бумаги;
  • «ведерко с песком». Показать ребенку, как при помощи совка либо ложки наполнять ведерко песком либо крупой;
  • «пирамидка». Следует вместе с ребенком нанизывать и снимать со стержня кольца. Это хорошо развивает координацию.

Фото 1

Данные занятия повышают точность движений, а также благотворно влияют на становление речи.

В 9 месяцев кроха должен уметь хорошо и быстро ползать, во время этого процесса он одновременно изучает окружающий его мир, поэтому не стоит препятствовать стремлению малыша все потрогать и осмотреть. Однако родителям следует заранее подготовиться: убрать все мелкие предметы из зоны его досягаемости, продумать, как замаскировать острые углы.

Также очень важно обучать малыша ходьбе. Сейчас он не может еще уверенно держаться на ножках, поэтому нуждается в опоре. Задача родителей – так расставить мебель, чтобы кроха мог опираться, но не мог причинить себе вреда. Дети этого возраста с удовольствием танцуют, совершая ритмичные движения под веселую музыку. Взрослым не стоит препятствовать этому занятию, ведь оно во многом способствует полноценному физическому развитию.

Приучать ребенка к выполнению домашних дел также можно начинать уже сейчас: малыши с удовольствием «помогают» маме по кухне: стучат ложками по кастрюлям, изучают необычную для них кухонную утварь. Такие занятия помогают познакомиться с бытовыми предметами и способствуют развитию мелкой моторики.э

Полезны будут и такие упражнения:

  • рассыпать на полу несколько предметов различного размера и собрать их вместе с ребенком;
  • предложить ребенку взять обеими руками игрушку и бросить ее;
  • помочь малышу поводить пальчиками по рассыпанной на столе манке или муке;
  • разматывать рулон туалетной бумаги – это занятие очень повеселит малыша и поможет улучшить работу его кисти и пальцев;
  • пересыпание круп из одного стакана в другой (берется два пластиковых стакана, в один из них насыпается любая крупа, например геркулес; задача ребенка – с помощью мамы пересыпать крупу из одной емкости в другую).

Полезны будут и игры на свежем воздухе. Например, в песочнице мама может помочь малышу наполнить ведерко песком при помощи лопаточки.

Ребенок в 9 месяцев должен уметь усваивать новую информацию. Задача матери с отцом – хвалить кроху, восхищаться даже мелкими результатами, успокаивать в случае неудачи. Такое поведение необходимо для формирования уверенности в приобретении обучающих навыков в дальнейшем.

С ребенком можно провести занятия, на развитие таких способностей:

  • Речь: взять снимок с изображением птиц и животных, показать ребенку, повторяя их голоса. После чего попросить малыша самому их озвучить. Как можно чаще описывать ему все, что происходит вокруг.
  • Мелкая моторика: бросить в сторону ребенка небольшой мячик. Его цель – поймать предмет руками и сделать то же самое в направлении бросающего. Другой вариант – надевать круги пирамидки в любом порядке или складывать небольшие игрушки в коробки, строить из кубиков башню.
  • Сообразительность: положить любой предмет «лицом вниз». Предложить малышу вернуть вещь в исходное положение. Либо накрыть игрушку пледом, но чтобы она немного выглядывала из-под него. Совместно найти спрятанный предмет.
  • Двигательные процессы: делать зарядку, помогать в ходьбе.
  • Самостоятельное обслуживание своих потребностей: мыть руки, есть ложкой, пить из чашки.
  • Познание окружающего мира. Купить красочную книгу с рисунками овощей и фруктов, диких и домашних животных, машин. Подробно рассказать крохе о том, что находится на картинке. Можно приобрести пальчиковые игрушки и разыграть спектакль. Ребенок будет в восторге.

Частые проблемы в этом возрасте

Да, в 9 месяцев уже можно начать работу над развитием речи малыша, хотя он может не произнести пока своего первого слова. Кроха обожает подражать, поэтому можно предложить ему повторять те звуки, которые издают животные: «му», «ме», «ку-ку». Ребенок должен слышать пример нормальной речи, поэтому родителям важно сейчас говорить правильно, четко выговаривая каждый слог, стать для крохи эталоном. Сюсюканье и повторение ошибок малыша сослужат дурную службу, поскольку в памяти ребенка отложится именно неправильный вариант.

Используя умение и желание крохи во всем подражать взрослому, можно начать учить его произносить слоги. Например, мама начинает говорить: «Ма, ма, ма», – делая между слогами небольшие паузы и призывая ребенка жестами, мимикой повторять за ней. Чаще всего дети понимают, чего от них ждут, и начинают активно подражать.

Развивающим играм следует уделять особое внимание, поскольку именно они помогают формированию у малыша необходимых ему умений и навыков. Не стоит недооценивать важность игры, поскольку именно так ребенок учится.

Развитие ребенка в 9 месяцев: что должен уметь малыш?

Каждый ребенок индивидуален, но есть основные умения, которыми должен овладеть кроха к девятимесячному возрасту. В то же время родителям не нужно волноваться, если дети немного не дотягивают по развитию до ровесников. Малыш обязательно всему научится, когда придет время.

Ребенок в 9 месяцев должен уметь совершать такие действия:

  • Самостоятельно сидеть без посторонней поддержки.
  • Реагировать на запреты.
  • Понимать смысл фраз и предложений.
  • Реагировать, когда к нему обращаются.
  • Уверенно ползать. Он может это делать не обязательно на коленях, но и на локтях, не отрывая тело от пола. Такой вид передвижения не должен вызывать беспокойства со стороны матери и отца.
  • Подниматься на ноги, держась за опору.
  • Некоторые дети в этом возрасте начинают ходить, придерживаясь за стену, спинку дивана или за мамину руку.

В этом возрасте растет головной мозг малыша. Согласно проведенным исследованиям он становится вдвое больше, чем при рождении. Повышается кожная чувствительность младенца. Память улучшается, а движения становятся более осмысленными. Ребенок проявляет интерес к открывающимся дверцам, достает из ящиков вещи.

Игровые навыки малыша

К девятимесячному возрасту активность ребенка усиливается, он обретает новые способности.

Он уже умеет:

  • рвать салфетку и мять ее в руке;
  • в обе руки брать по одной игрушке и стучать ими;
  • хлопать в ладоши;
  • разглядывать маленькие предметы, обхватывая их указательным и большим пальцами;
  • бросать вещи на пол, особенно погремушки;
  • собирать кольца пирамидки в любом порядке;
  • искать маму или папу, накрывшихся пледом;
  • брать ту игрушку, которая ему по душе;
  • переворачивать страницы небольшой картонной книги;
  • узнавать предметы, изображенные на рисунках.
Что должен уметь ребенок в 9 месяцев: мальчик, девочка. Карта развития, памятка для родителей
Ребенок в 9 месяцев должен уметь брать в руки понравившуюся игрушку

Все дети любят играть в «ладушки», «козу-дерезу» и «ку-ку», ломать башни из кубиков. Кроха с восторгом будет искать игрушку, если спрятать ее за спиной или под пеленкой. Энергичное времяпровождение способствует раннему развитию малышей.

Эмоции, которые испытывает малыш

Ребенок в 9 месяцев должен уметь достаточно много. Он уже осознанно реагирует на окружающий мир.

У него появляются такие эмоциональные навыки:

  • Хитрость: малыш способен увиливать от нелюбимых занятий.
  • Независимость: хочет сам есть еду из тарелки, показывая, что повзрослел.
  • Решительность: пытается слезть с дивана.
  • Страх и беспокойство могут образоваться у девятимесячного ребенка по разным причинам. Важно вовремя избавить его от источника переживаний. Если ребенок заплакал, нужно утешить его, взять на руки или предложить грудь (если кроха еще на грудном вскармливании). Чрезмерное волнение может возникнуть из-за смены обстановки, громких звуков или длительного отсутствия мамы.
  • Возмущение и негодование, если не получает того, что хочет. Ребенок может кричать до тех пор, пока не добьется желаемого результата. Такой способ называется манипулированием родителями.
  • Восхищение. При виде новой игрушки малыш в этот период жизни выражает восторг, охотно играет с ней, отвлекаясь от остальных дел.
  • Смущение. Иногда дети при виде чужих людей отводят глаза в сторону, просятся к маме на руки. В будущем такое чувство может перерасти в стеснительность. Поэтому важно, чтобы малыш контактировал не только с членами семьи.

Эмоции девятимесячного ребенка достаточно разнообразные. Он может проявлять любовь, счастье, тоску. Малыш требует большего внимания, боясь одиночества. Мама для него на первом месте. С ней сохраняется особая связь на эмоциональном уровне.

Физическое и психическое развитие 9-месячного ребенка

В 9 месяцев каждый малыш должен уверенно сидеть без посторонней поддержки, уметь становиться на ноги и ходить с поддержкой, ползти к интересующему предмету. Ребенка занимают вещи, которые расположены выше его роста. Поэтому маме с папой нужно убрать опасные предметы, находящиеся над детской головой.

Физические навыки детей в 9 месяцев сводятся к следующему:

  • менять местами вещи, находящиеся у малыша в руках;
  • останавливать внимание на рисунках в книжке;
  • пытаться подражать родителям и другим членам семьи;
  • не поджимая пальцы на ногах, становиться на ступни;
  • из положения стоя садиться без сторонней помощи;
  • свободно передвигаться, опираясь руками за перекладины манежа;
  • взять вещь, которая находится у него за спиной;
  • не отдавать игрушку, когда ее отбирают.

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 – 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Масса тела ребенка за девятый месяц жизни увеличивается примерно на 500 г. В среднем малыш, родившийся на 3,2-3,5 кг, сейчас весит 9-9,5 кг. Рост 9-месячного ребенка составляет 70-72 см. Мальчики, как правило, на 1-2 см выше девочек.

На девятом месяце дети уже умеют хорошо сидеть, могут без труда лечь из положения сидя, а потом так же легко сесть. Руки малыша окрепли до такой степени, что он может вставать, держась за манеж, кресло или диван, но долго стоять на ножках ему пока тяжело, поэтому он часто падает, отпуская опору, а затем снова встает, повторяя одни и те же действия много раз.

Продолжается развитие речи ребенка, и в его словарном запасе появляются новые слова: «ам», «баба», «дай» и т.д. Малыш пробует моделировать собственный голос, разговаривая тихо или громко.

Развитие ребенка в 9 месяцев: что должен уметь малыш?

В воспитании ребенка в этом возрасте выделяются две главные задачи:

  • Развитие речи и языка;
  • Формирование целенаправленных движений.

Общаясь с малышом, читая ему книжки, необходимо стараться, чтобы ребенок повторял определенные звуки и слоги.

У детей в 9 месяцев ярко выражены наблюдательность и подражательная реакция, они смотрят на родителей и пытаются повторять за ними. Используя эту возможность, можно научить ребенка новым, более сложным действиям, например, складывать в ведерко игрушки или доставать их из шкафа.

В 9 месяцев ребенок умеет совершать такие действия:

  • Хлопать в ладоши;
  • Стоять с маминой помощью;
  • Играть двумя игрушками в обеих руках;
  • Ползать, держа в одной руке предмет;
  • Копировать поведение и эмоции других детей;
  • Говорить «мама», «баба», «папа», «ам», «дай»;
  • Выполнять несложные просьбы;
  • Имитировать чей-то кашель, смех или чиханье;
  • Внимательно выбирать игрушки для игры.

Комаровский советует стимулировать кроху ползать. По мнению известного педиатра, во время такой физической активности в работу включаются все мышцы тела. Это ускоряет наступление того момента, когда ребенок начнет самостоятельно ходить.

Также полезны следующие физические упражнения:

  • подъем ног из положения лежа на спине;
  • присаживание. Положить кроху на спину. Взять за кисти рук и аккуратно потянуть на себя, придавая его туловищу вертикальное положение;
  • круговые вращения руками. Протянуть ребенку большие пальцы рук, чтобы он за них ухватился. Развести верхние конечности в стороны и начать совершать круговые движения;
  • переворот со спины на живот. Дети в 9 месяцев должны уже выполнять это упражнение самостоятельно по просьбе родителей;
  • наклоны туловища с прямыми руками. Грудничка следует поставить себе на колени, придерживая за живот и голень. Стимулировать малыша наклониться вперед, положив перед ним яркий предмет.

Чтобы мотивировать грудничка ползать, нужно на определенном расстоянии от него, в поле его зрения, положить

любимую игрушку

. Малыш будет тянуться к предмету, совершая движения ногами и руками.

Формирование мелкой моторики

Под мелкой моторикой понимают навыки детей последовательно двигать кистями, в том числе пальцами на ногах и руках. В этом процессе участвует деятельность нервной мышечной и костной системы организма. Маленькие пальчики нуждаются в тренировке. Непоседу рекомендуют познакомить с салфетками или бумагой.

Сбалансированное меню 9-месячного ребенка

Можно отрезать маленький кусочек скотча и положить в ладошку малыша. Ему любопытно будет самому оторвать клочок. Для закрепления процессов моторики можно высыпать в блюдце любую гречку или рис, спрятать там любимую игрушку и попросить ребенка найти ее.

Чтобы сформировать тактильный контакт, берут ненужный ящик маленького размера и складывают в него разные вещи: носовой платок, резиновый шарик, любимую игрушку младенца. Ребенок будет эмоционально доставать предметы, внимательно рассматривая их.

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу – для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.

Сенсорная коробка
Сенсорные коробки с крупами или бобами – отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Особенности режима питания и меню 9-месячного ребенка

В режиме дня малыша 9 месяцев изменений практически нет. Ребенок все так же просыпается около 6-7 часов утра, а засыпает примерно в 22 часа. Количество кормлений в сутки остается прежним – 5 раз.

В режиме 9-месячного ребенка сохраняется три дневных сна по 1,5-2 часа, но некоторые дети могут перейти и на 2-х разовый, при этом длительность каждого несколько увеличивается и составляет 2-2,5 часа.

Периоды бодрствования становятся все более продолжительными, и после кормления малыш не спит по 1,5-2 часа, а иногда и больше. Это время заполнено игрой и общением с родителями.

Утро крохи традиционно начинается с умывания, с 9 месяцев можно пробовать сажать малыша на горшок по утрам.

Девочка 9 месяцев

В первой половине дня проводятся закаливающие процедуры, утренняя гимнастика и массаж.

Гулять с ребенком следует не менее 2-3 раз в день. Продолжительность прогулки, особенно летом, должна составлять 2,5-3 часа.

Традиционное купание перед сном можно проводить реже, ведь малыш уже подрос. Но водные процедуры для крохи в этом возрасте становятся настоящей радостью. Поэтому многие родители продолжают купать детей каждый день.

После купания необходимо придерживаться определенного ритуала отхода ко сну – спеть колыбельную песню, погладить по головке или покачать ребенка. Так малыш будет быстрее засыпать.

9-месячные дети в среднем в сутки должны спать примерно 14 часов. Дневных снов должно быть не менее двух общей продолжительностью в 3-4 часа. Ночью дети должны спать до 10 часов подряд. Некоторые дети (особенно те, которые до сих пор на грудном вскармливании) просят в ночное время грудь.

Но это сопровождается не физическим голодом, а необходимостью чувствовать материнское тепло. Из-за чрезмерной усталости днем малыши могут плохо спать по ночам. Для спокойного сна младенца нужно укладывать его в одно и то же время. У грудничка этого периода жизни распорядок дня практически такой же, как и раньше.

Время (часы) Действия ребенка
9.00 Подъем, умывание, легкая гимнастика
10.00 Завтрак
10.30 Время активных игр
12.00 Первый сон
13.30 Пробуждение, обед
14.00 Прогулка на улице
16.00 Полдник
16.30 Второй сон
18.30 Спокойные игры
20.30 Вечернее купание
21.00 Ужин
21.30 Ночной сон

Памятка и советы родителям

В этом возрасте родителям необходимо помочь малышу укрепить пищеварительную систему. Свести к минимуму употребление ребенком пюре, отдавая предпочтение супам и продуктам, измельченным вилкой. Срок годности продуктов и их качество должны быть в норме, следует обращать на них внимание в первую очередь.

Не рекомендуется кормить ребенка полуфабрикатами, а лучше приобретать сезонные продукты с собственного огорода. Не нужно заставлять ребенка есть пищу, которая ему не нравится. Это может спровоцировать рвоту или отвращение к определенной еде.

Важно поощрять проявление инициативы, морально поддерживать, помогать в сложных ситуациях, но не решать за ребенка в спорных ситуациях. В 9 месяцев кроха уже владеет достаточным количеством навыков. Он знает немало игр, должен уметь сидеть, ползать, стоять, подражать взрослым. А родители обязаны способствовать полноценному развитию своего ребенка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ImmunGid